Продавец-консультант в магазине бытовой техники и электроники рассказывает о скидках, воровстве и конфликтах с покупателями.
Как попал в магазин
Устроиться на такую работу сейчас очень легко. В магазинах большая текучка кадров, поэтому постоянно требуются работники. Чаще всего в магазин приходят с уверенностью в том, что продавать может каждый. Но потом оказывается, что для этого нужны определённые навыки.
50% людей в магазине – это продавцы с большим стажем, ещё 50% — студенты на подработке. Вторые редко задерживаются надолго, потому что работа не самая интересная, там одна цель – деньги.
Сначала ты должен пройти собеседование. Самый распространённый миф – на собеседовании нужно что-то продать, например, ручку. Ни меня, ни моих коллег не просили это сделать.
Ты отвечаешь на стандартные вопросы: чем увлекаешься, какая техника интересна, разбираешься ли в чем-либо. После собеседования проходит проверка службы безопасности. Они выясняют не увольняли ли тебя из других магазинов, например, за воровство. Если всё в порядке, ты становишься стажёром.
Первый рабочий день
Первые несколько дней стажёр знакомится с персоналом, ассортиментом магазина и только потом приступает к нормальной работе. Весь магазин поделен на зоны ответственности. Продавцы, за которыми закреплены зоны, должны поддерживать там порядок и каждый день менять ценники. Чаще всего неопытные продавцы «прячутся» в отделе мелкой бытовой техники или в отделе «Красоты».
Я же пришёл на работу в начале декабря – это самый пик продаж. Меня сразу же отправили в отдел с телевизорами. Очень странно себя чувствовал, потому что знал о телевизорах примерно … ничего!
Другие продавцы рассказали мне что-то о технике за 40 минут до открытия магазина, и я отправился к покупателям. Главное в таком деле – нести чушь с умным видом, тогда тебе поверят. Но мне было сложно, потому что слишком совестливый. Успеха достигает тот, кто думает о собственной пользе, но не забывает о покупателе. Вообще формула суперпродавца: в меру эгоист и немного альтруист.
Продавцы / Карьера
Практически во всех магазинах бытовой техники и электроники стандартный трудовой день и график 5/2. Большое внимание уделяется внешнему виду. Заранее оговаривается одежда, обувь. Если ты плохо выглядишь тебя могут запросто отправить, например, в парикмахерскую.
Часто для продавцов проходят тренинги. Там рассказывают о технологии продаж, учат общаться с посетителями. Ты всегда должен быть энергичным и позитивным. Некоторые продавцы не могут долго сохранять такой настрой, поэтому иногда прибегают к «стимуляторам», зачастую наркотического характера.
Кстати, фраза «Постройте свою карьеру с компанией» вовсе не миф. Если уметь угождать и начальству, и покупателям, то вполне можно из продавца или грузчика стать директором магазина. При этом не нужно идти по головам.
Зарплата / Пик продаж
Зарплата формируется из оклада и премии – отчисления от продаж техники, дополнительных аксессуаров и услуг.
На самом деле, продавцов, которые рьяно пытаются вам впихнуть гарантию, чехол или антивирус, прекрасно можно понять. Если они этого не сделают, то ничего не заработают.
Частенько продавец пытается заставить вас купить определённый товар. На это тоже есть причины.
Первая – товар выгоден для продавца. От продажи техники приходят разные проценты. На ценниках для продавцов есть «пасхалки», по которым он понимает, какие отчисления получит. Где-то это количество звёздочек (5,3 или 1), где точки или цифры.
Вторая – товар компании-вендора. Она выделяет дополнительные деньги на продвижение своего бренда. Если сейчас неделя компании-вендора, то продавец будет вам впихивать товар определенной марки до последнего, ведь он получит за это вознаграждение.
Больше всего продавцы зарабатывают в декабре-январе. Мой коллега как-то после декабрьской зарплаты сказал, что это единственный месяц в году, когда компания показывает, что может нам заплатить. В среднем неплохой продавец в обычное время зарабатывает 30-35 тысяч рублей, в пик продаж 60-70 тысяч.
Скидки
Полнейший развод! Очень редко бывают действительно выгодные акции.
А «Чёрных пятниц» в России нет вообще. Просто за несколько дней до акции цены искусственно завышают, а потом занижают. На самом деле, для отдельно взятого магазина это не приносит пользы, нет ажиотажа. Но, возможно, для компании выгода есть.
Покупатели
Чаще всего бесят ВСЕ покупатели! Особенно дотошные люди, которые ничего не понимают в технике. Но с ними, кстати, настоящие конфликты происходят редко. Куда чаще ссорятся сотрудники магазина. Ресурс ограниченный, всем всё равно не хватит. Выживает тот, кто морально сильнее.
Я как-то чуть не подрался с ребятами, которые были на складе, из-за холодильника. Работал совсем не долго. Пришел мужчина, выбрал холодильник, мы оформили продажу. Для него было принципиально купить не витринный образец. Я пробил по базе – всё в порядке.
Но когда на следующий день он пришёл его забирать, оказалось, что ребята со склада допустили ошибку, не убрали из базы, остался только один витринный образец.
Я в этот день пришёл к середине смены и первое, что услышал, переступив порог: «Ну всё! *** тебе!». Он уже час орал на весь магазин и требовал свой холодильник. Я перессорился со всеми, но это не помогло. Пришлось оплачивать грузовое такси, ехать с мужчиной в другой магазин и уже там договариваться, чтобы ему отдали холодильник. Как и полагается, мужчина не замолкал всё это время ни на секунду.
Товар с витрины
Кстати, я понимаю этого мужика. Сам никогда не покупаю товар с витрины. Не могу сказать, что продавцы специально с ним плохо обращаются. Но когда тебе нужно выставить 20 стиральных машинок по 60 килограммов, ты не можешь сдувать пылинки с каждой.
Воровство
Ни разу не сталкивался с тем, чтобы воровали продавцы. Охранник проверяет каждого сотрудника перед завершением рабочего дня. Досматривают, даже если выходишь покурить. Службе безопасности вообще уделяется большое внимание. Сотрудник службы – это всегда прожженный, старый полицейский, обмануть которого практически невозможно.
А среди клиентов есть два вида воришек. Первые берут всякую чушь. Дорогая мелкая техника, (например, телефоны) хорошо защищена, поэтому вынести можно наушники, жесткие диски, флешки. Но это почти никому не нужно.
Второй вид: вор-гастролёр. Он ходит по разным магазинам иногда даже городам. У такого вора есть свой почерк. Самый распространённый способ воровства: переложить дорогой товар в коробку из-под дешёвого.
Портреты гастролёров рассылают по всем магазинам, их все ищут. Продавец, которому удастся обнаружить вора, получает от компании бонусы.
Вообще в любом магазине заложен на это бюджет, но не очень большая сумма.
Вам что-нибудь подсказать?
Фразу «Вам что-нибудь подсказать?» говорят только дураки. Этим уже никто не пользуется. В каждой компании своя технология продаж.
Во многих магазинах требуют, чтобы ты сразу же представился перед посетителем, ненавязчиво улыбнулся и установил зрительный контакт. Затем обязательно нужно произнести утвердительное: «Я помогу Вам выбрать товар!».
Часто продавцы, чтобы удержать клиента, придумывают «уникальные предложения». Например, у каждого всегда есть несколько купонов на скидку. Если покупатель уже собирается уйти, ты можешь достать купон и описать, что он «специально для Вас, только сегодня и только сейчас».
90% продавцов для убедительности начинают затрагивать частную жизнь. Могу поспорить, вы много раз слышали: «У меня дома такой пылесос», «теща пользуется уже три года» и т.п.
Кто-то использует антипримеры. Стараясь продать товар одной марки, плохо отзывается о другой. Так у покупателя не остаётся выбора: тебе полчаса «профессионал» рассказывает о преимуществах, а ты возьмёшь другую марку? Нет! Никто не хочет выглядеть дураком.
У каждого продавца свои приколы и способы продать товар, они оттачиваются годами. И про них никто рассказывать не будет, это профессиональный секрет. У водителя инструмент — руль, у плотника — топор, у продавца – технология продаж!
Текст: Лина Якутская